- Концептуальные основы психологической подготовки сотрудников полиции
- Они закладывались с начала XX в. Научное осмысление проблем, с которыми связана психологическая подготовка, началась в 1931 г. при изучение американской системы уголовного правосудия в США исследовательской группой комиссии Вихершема Гуманистические концепции профессиональной подготовки оказались востребованы в конце 60-х гг., когда полиция многих стран столкнулась с необходимостью вмешательства в массовые беспорядки, обусловленные социальной напряженностью, межнациональными, этническими и религиозными конфликтами. Актуализация социального начала потребовала в содержании профессиональной подготовки сотрудников полиции увеличить удельный вес психологических знаний. Дальнейшее повышение внимания к психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки сотрудников полиции произошло в 70-80 гг. XX в. с изменениями концепции полицейской деятельности как концепции социальной службы (социального обслуживания населения).
Психологическая подготовка сотрудников полиции получила развитие на разных уровнях обучения. На начальном уровне ее характеризуют: развитие у полицейских профессионально-значимых качеств внимания, наблюдательности, памяти и др.; обучение общению с населением, коллегами (в том числе других служб), со средствами массовой информации; обучение умению снимать стрессы, которые отрицательно влияют на самочувствие и состояние здоровья. Молодых полицейских учат понимать свою работу в сложном и динамическом социальном поле, развивают у них социально-организационные умения, способности к руководству и решению проблем, умение согласованном взаимодействии полиции и населения. Подготовка управленческого звена полиции включает развитие умений руководить и решать более сложные проблемы с пониманием социально-психологических зависимостей и влияний, координировать действия сотрудников, организовывать население для решения правовых проблем и раскрытие преступлений. Для совершенствования взаимоотношений с гражданами психологическое обучение направляется на приобретение навыков, которые должны помочь полицейскому избежать конфликтов в процессе общения, или правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Полицейских учат налаживать контакты с различными группами населения, детьми, женщинами, представителями разных национальностей, секс-меньшинств, общественности и государственных органов, а также - средств массовой информации.
Что касается лиц, занимающих руководящие посты в высшем "эшелоне" полицейской иерархии, то считается, что высокообразованный, профессионально-компетентный человек может руководить полицейскими органами, если он способен использовать не только материально-технические средства, но и "человеческий ресурс". Он должен быть подготовлен к тому, чтобы устанавливать благоприятный морально-психологический климат в руководимой организации, оптимальные деловые взаимоотношения между сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликты. Считается, что человековедческие знания и умения составляют менталитетную основу его деловых успехов, устойчивого профессионального рейтинга и людского признания.
Большинство применяемых на практике программ психологической подготовки сотрудников полиции за рубежом построено на основе специальных курсов, семинаров, занятий по служебной подготовке, носящих дифференцированный характер.
(И.Ф. Колонтаевская)
Литература: Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др. Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. - М.,1999; В.С. Лури. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США. – Автореф. дисс… канд. психол. наук. - М., 1991.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.